История брейк данса началась в 1970 годах в Нью-Йорке, в одном из самых бедных районов — Бронксе. Благодаря афроамериканской молодежи зарождалась хип хоп культура.
Хип хоп стал вызовом в ханжеском обществе, которое верило, что оно должно быть именно там. Молодёжь, лишённая многих возможностей, высшего образования, нормальных условий для проживания. И предполагалось, что эти люди должны быть на самом дне общества. Они ничего не должны знать, ничем не интересоваться, у которых не должно быть никакой идеи. И вдруг там появляется брейкинг. Основная идея которого: «Боритесь с помощью творчества, а не с помощью оружия».
Все началось с нескольких братьев и сестёр, которым было всё равно, что о них скажут другие. Дети без денег, которые живут в гетто (прим. гетто — это городские районы с высоким уровнем преступности и бедности) живут в своих праджетах* и вдруг создают мультимиллиардную индустрию.
*прим. Projects — это огромные кварталы государственного социального жилья в Нью-Йорке. По сути это крупные районы, в которых живут люди с низким достатком. В них высокая преступность: грабежи, разбои, распространение наркотиков, разрешение на ношение оружия, торговля оружием, убийства.
Хочется выделить некоторых людей, способствующих развитию хип хоп культуры.
Dj Kool Herc — один из родоначальников хип хопа. По праву считается крестным отцом хип хопа. Он делал графити, музыку и танцы. Проводя подпольные пати (прим. пати — это вечеринки) для бедного населения. Он снимал помещение по адресу Sedgwick ave 1520 за 25$ и каждый человек старался попасть на его пати. У него были огромные колонки, он создавал невероятную атмосферу пати. Все, проживающие в гетто, старались там быть. Из соседних кварталов подтягивались ребята.
Он играл часть музыки, в которой были брейки. Вот почему ранние записи назывались брейкбит. Это мог быть любой трек, в котором вся музыка исчезала и оставался только бит.
Кул заметил, что все люди ждут именно этой части трека (бит), и стал сводить треки на этих моментах. Стал продлевать брейкдаун. Все ждали этого момента, чтобы сделать «круг танца». Молодежь выступала (танцевала) вместе с брейком.
И эта музыка была настолько энергичной, заводной, что когда оставался только бит, все танцоры образовывали круг и танцевали брейк.
Непосредственно понятие B-Boy или B-Boying было придумано именно ди-джеем Kool Herk, тк люди брейковали на пати. Би-бои и би-герл брейковали под брейкбит.
У этих танцоров не было информации, не было примеров, не было учителей. Их объединял ритм музыки. Они экспериментировали в кругу и создавали первые страницы истории брейкинга.
Ди джеи резали брейки, а бибои денсили под брейкинг.
Бибой — универсальный язык тела в хип-хопе: двигаются ноги, руки, каждая часть тела, голова, шея. Также проявляется твоя индивидуальность и харизма.
Вначале был верхний брейкинг. Начали развиваться стили, каждый придумывал свои движения.
Хип хоп работал с различными элементами. Такими как музыка, рэп, графити-искусство, би-бойс или брейк-бойс и би-гёрлс. И также культурой как таковой. И всё движение связанное со знанием мудрости и понимания и в тоже время любовью, мира и объединения.
В 1972 году, набравшись опыта, и отточив в кругах мастерство, танцоры уже объединялись в коллективы, стали подчёркивать свой собственный стиль, одежду, музыку. В Бронксе и Гарлеме такие команды танцевали каждая на своей территории.
Однажды летом Dj Kool Herc решил устроить пати на улице, между зданиями. После этого его карьера взлетела. И он больше не мог вернуться в то маленькое помещение.
И когда в 1974-1975гг Kool Herc перенес танец на улицу, когда все танцоры в домах и холлах, все эти танцоры, хаус-пати были перенесены на улицы. И чем больше они переносили пати на улицы, тем больше национальностей становилось вовлеченным в это дело. И с этих пор это не оставалось лишь афроамериканской темой.
С этого момента было рождение хип хопа.
Испаноговорящие взялись за дело. На многих площадках появлялись пуэрториканцы. Люди называли их латино стайл.
Были понятия Moreno Style (прим. - «чёрный»), и сами они говорили «морэно стайл»,это ориджинайл стайл би-бой. И хотя черные ребята изобрели брейкинг, как мы его знаем, но это были пуэрториканцы, которые придумали брейкинг на спине. Их называли Latino Style.
И в конце 1974г- начале 1975г стали уходить в нижний брейкинг. Это был дикий необузданный, спиритичный дух танца. Это был синтез движений из разных культур, поэтому брейк данс - это синтетический танец.
Afrika Bambaataa (наст. Имя Кевин) идеальный проповедник хип хоп культуры, его работы способствовали появлению новых стилей в музыке. Благодаря его работе, хип-хоп распространился за пределы Гарлема и Бронкса, бедных кварталов Нью-Йорка, заполнил Америку и занял прочное место в шоу-бизнесе.
В 19 лет он ушел из преступного мира и полностью посвятил себя хип хоп культуре. Под впечатлением документального фильма о зулусах, создает танцевально-музыкальный колектив Zulu Nation. Команда была создана при поддержке пяти братьев, которые все являлись Бибоями! Его идеологические установки хип-хоп культуры привели к тому, что бывшие криминальные авторитеты стали проповедниками идеи жизни в стиле хип-хоп, сменили профессию на художников граффити,би-боев. В 1977 года Африка Бамбаатаа стал самым знаменитым ди-джеем Бронкса, организатором множества конкурсов би-боев и массовых вечеринок.
В сетах Бамбаатаа использовал очень широкий ассортимент и сочетание музыкальных стилей – фанка и салсы, регги и рока, диско и классики, go-go и джаза. Он первым наложил речь Мартина Лютера Кинга на хип-хоп-биты, связав тем самым афро-американскую музыку с мировой культурой. Уже к двадцати годам одаренный Бамбаатаа был удостоен титулами главного ди-джея в хип-хопе и лучшего ди-джея в шоу-бизнесе.
В 1982 году Африка Бамбаатаа организовывает «пионерский» европейский хип-хоп-тур. Множество американских рэпперов, команда би-боев, художники-граффити, вокалисты и танцоры отправились покорять Европу.
1977-1978гг появляется DISCO и тушит немного брейк. Многих би-боев спрашивают, зачем они продолжают так танцевать. В диско диджей не мог закинуть никаких битов. И многие бибои отказывались танцевать.
Rock Steady Crew известная команда, которую создали в 1977г два b-boys из Бронкса –Jimmy D и Jimmy Lee
Эта команда сделала огромный вклад в виде новых движений, которые сейчас стали базовыми в брейк дансе.
Только лучшие b-boys могли попасть в из команду.
У них были соперники во всех пяти районах Нью-Йорка, но на каждого из соперников приходилось по десять ребят, желающих быть в тусовке Rock Steady Crew. Чтобы оказаться в их команде, необходимо было сразиться с одним из других её участников.
В 1981 Rock Stеady Crew было около 500 человек.
Команда фактически состояла из 2 групп: была Rock steady и были брейк-дансеры для шоу. Они баттлили друг с другом, чтобы шоу было интересным.
Им нравилось участвовать в шоу. И тогда пришла идея сделать шоу с Dynamic Rockers.
Легендарный баттл Rock Steady Crew с их соперниками из Dynamic Rockers принесла им мировую славу. В августе 1981 фотограф и скульптор Henry Chalfant предложил им выступить на нейтральной территории — в Lincoln Center Outdoors Program. Шоу освещалось местными телеканалами (7 канал) и такими изданиями, как The New York Times, The Village Voice, The Daily News и National Geographic.
Многие би-бои, увидев по телевизору выступление, задумались: «Раз они смогли, то и мы сможем!» (прим. Kid Nice, создатель команды Floormasters).
Michail Holman продвигал хип хоп вечеринки в своём клубе, раскручивал команды, в некоторой степени коммерцировал хип хоп.
В 1982г Michail Holman пригласил команду Rock Steady Crew в свой ночной клуб Negrill. Через некоторое время хозяину клуба наскучило, что только Rock Stеady выступает. И потому Майкл приглашает для баттла команду Floormasters. И тогда хозяин клуба увидел в ребятах то, что они выполняют элементы дольше, активнее, быстрее. И он захотел создать CREW атлетов, которые возможно, пробьют дорогу на Олимпиаду. Так Майкл Холман переименовывает команду в The New York City Breakers. И стал её продвигать.
Далее идет объединение с режиссером Чарли Эхерна, чтобы снять первый хип-хоп фильм «Wild Style» (1983г), основная идея которого показать в кино все элементы хип хопа. В фильме нет профессиональных актёров, все роли исполнили различные хип-хоп-деятели этого времени: музыканты, танцоры и художники граффити.
В 1984г устроил и продюсировал первое в истории телешоу хип-хопа «Graffiti Rock»
The New York City Breakers были одной из первых команд брейкинга, которые помогли распространить культуру хип-хопа по всему миру. Гастролируя и выступая перед президентами, мировыми лидерами и королевскими особами (включая английского герцога Йоркского,принца Эндрю и короля и королеву Норвегии).
Брейкинг завовевал Западное Побережье (WestCoast). Там стали появляться свои Crew: Shake Sity Rockers.
самая известная хип хоп достопримечательность Лос-Анджелеса. Radiotron служил безопасным местом для WestCoast, чтобы практиковать основополагающие элементы хип-хопа и создавать свой собственный стиль на танцполе. Молодежный центр стал местом для нового стиля, известного как Poppin’ & Lockin’. Лос-анджелесская молодежь часто подвергалась постоянным преследованиям со стороны Департамента полиции Лос-Анджелеса за то, что публично практиковала основополагающие элементы хип-хопа (брейк-данс, Поппин и Локин, граффити, Макин и джин).
Kool Lady Blue менеджер команды Rock Steady Crew
призывает ребят сняться в кино «Flashdance» (прим. «Танец-вспышка» 1983). Поначалу ребята отказывались, так как боялись что все начнут повторять их движения. Но менеджеру удалось настоять на съемке кино, сказав, что каждому заплатят по 1380$.
Команда же Rock Steady Crew вышла за пределы известности Нью-Йорка и их менеджер оформила их участие в туре по Европе Roxy Tour, спонсируемом Europe One Radio. В ходе этого тура многие команды Rock Steady Crew, Afrika Bambaataa, Fab Five Freddie, The McDonald Double Dutch Girls, диджеи и мастера граффити перенеслись из каменных джунглей Нью-Йорка в Лондон и Париж.
Это был первый в истории настоящий хип-хоп тур, за которым позднее последовали и другие.
В ноябре 1983 года они были приглашены английской королевой для участия в благотворительном шоу Royal Variety Performance. Во время этих захватывающих представлений к Rock Steady Crew обратились представители звукозаписывающей компании Сharisma Records.
Их сингл «Hey You, The Rock Steady Crew» оказался в первой десятке хит-парада Великобритании, было продано более миллиона копий. Трек вошёл в их альбом 1984 года «Ready for Battle».
Ребята жили как в раю: путешествия, их звали на мероприятия, принимали, восхищались ими. Они строили репутацию клубам.
Люди начали делать деньги на брейкинге: продавали картон для брейка, писали инструкции к элементам танца. Также молодежь везде начала танцевать брейк. Везде размещали рекламу о брейкинге. Брейкинг набирал все больше и больше популярности, становился модным. В таких коммерческих проектах, как реклама, телепередачи, клипы и пр. Брейкинг стал неотъемлемой частью шоу бизнеса.
Брейк данс закрутило настолько бурно, что многие чиновники хотели запретить брейк данс, полиция арестовывала танцующую молодежь. В 1987 году брейкинг утратил авторитетность у многих людей, в частности, у СМИ. Они печатали заголовки «брейк данс мёртв». Говорилось, что никакой индустрии нет, о чём вы говорите? Это же ребята из гетто?!
И вот в конце 1986г все двери перед ними закрылись.
Ребята (b-boy) задавались вопросом: «почему их прикрыли? Ведь они ушли из криминала, у них все силы уходили на танцы. Они созидали, любили, они полны энергией». И тут агрессия была направлена именно в бибой. Многие брейкеры вернулись в старую криминальную жизнь, многие погибли от пуль в разборках, многие попали в тюрьмы.
На смену пришёл Рэп. Rap музыка теперь стала большой индустрией. Рэппер захватил всё. У рэпа есть продукт, то, что можно продать. У них была музыка, CD, треки. Было то, что ты мог взять с собой домой. Но никто не мог взять с собой брейк дэнс.
И когда уже бибои думали, что всё забыто, то в клубах начинаешь слышать знакомые мотивы, начинаешь подпевать, сближаешься, вновь возрождаешь хип хоп.
В то время в клипах снимали много красивых девушек. Но и там в клипы вновь запихнули брейкеров («The Greatest” Tony Touch). С тех пор вновь стали приглашать на съёмки брейкеров. Брейк начал светиться в СМИ, появляться на экранах.
В 1987г было проведено собрание, где Afrika Bambaataa устроил круглый стол и сказал: «Есть человечность в хип хопе. И он не должен оставаться сугубо черной или латинской темой. Его идея в том (изначальная такова и была), что все национальности должны присоединиться. Главное не раса и цвет. Главное - навык и идеология».
В 1991 г. брейкинг опять начинает набирать популярность среди молодежи. Причем с этого момента брейкинг уже становится популярным по всему миру, хотя и в дальнейшем имеется периоды спада, которые сменяются периодами популярности.
В начале 90-х г. прошлого века в Германии появилась «Битва года», которая оказала положительное влияние на развитие брейкинга в Европе и в мире, а также повсеместно начали организовываться танцевальные чемпионаты.
С 1996 г. в Англии начинают проводить «UK b-boy Championships».
С 1997 г. в США проводят «Freestyle session», который стал одним из знаковых танцевальных мероприятий оказавшим влияние на развитие брейкинга.
В 1998 г. на территории Голландии появляется одно из эпичных танцевальных мероприятий «The notorious ІВЕ».
Но всё же отношение властей к брейкингу неоднозначно. В США в 1999 г. проходило мероприятие под названием «В-boy Sammit», на которое было разогнано полицией. Вновь столкновения с полицией.
В 2004 г. появилась танцевальная битва мирового уровня в формате 1 на 1 - «Red bull ВСІ».
В 2005 г. в Дании начинают проводить «Floor wars», а в 2007 г. в Корее появляется мероприятие «R-16».
Также необходимо отметить и появление в 2014 г. в Англии мероприятия «Undisputed», которое направлено на выявление абсолютного чемпиона мира по брейкингу.
С 2024 года брейкинг будет новым видом спортом на Олимпийских играх.
Сейчас это целое новое поколение, весь мир подключился к брейкингу.
У каждого поколения есть собственная креативность, энергия. С которой они выполняют элементы брейка. И старички-основатели уже не понимают: «Как такое возможно? Как молодые ребята делают великолепно много прекрасных вещей, много творческих идей преподносят».